Web gatchina3000.ru


И. Эренбург

Книги-события

Юрий Тынянов

И. Эренбург
КНИГИ-СОБЫТИЯ

     Я спрашиваю себя:  почему в  первой редакции моей книги воспоминаний  я
уделил недостаточно места Юрию Николаевичу  Тынянову? Я ведь  признался, что
его  книги были событиями в моей жизни. Вероятно, я  боялся, что не понял их
автора: наши разговоры по  большей части были случайными, малозначительными.
Я  все откладывал рассказ о Тынянове: мне казалось,  что в книге о  жизни он
покажется отрывком из литературной статьи. Пора исправить и эту ошибку.
     Тынянов был человеком сложным, общительным, но замкнутым. Легче было им
восхищаться, чем его понять.  Он мог блистательно болтать  о  пустяках,  мог
добродушно отпускать язвительные реплики, мог, увлеченный, говорить о строке
Дельвига или своего любимца Кюхельбекера, как астроном говорит о звездах или
медик о болезнях, был неизменно учтив и, хотя родился  в  Режице, а учился в
Пскове, казался мне воплощением идеального петербуржца.
     Познакомился  я с Тыняновым  еще в  20-е годы, когда он  был  одним  из
вдохновителей ОПОЯЗа -- вместе с Б. М. Эйхенбаумом, В. М. Жирмунским и В. Б.
Шкловским.  Он начал с  того, что не  создавал  литературу, а изучал  ее, но
изучал  настолько  вдохновенно,   неожиданно,  что  его  книга  "Архаисты  и
новаторы" остается и поворотом в литературоведении и книгой художника.
     Юрий Николаевич во время первых  встреч меня смущал: я  был самоучкой с
огромными  провалами  в познаниях, которые  может  дать средняя школа, писал
романы  с  грубейшими  ошибками  -- и  словесными  и  школьными.  (В  "Хулио
Хуренито"  спутал Этну  с Везувием.) Вместе с тем я был задорен, искал новую
форму  романа, отрицал  то, что защищал  годом раньше, и вот  Тынянов,  этот
воистину "петербуржец" (в старом значении этого  слова),  неизменно учтивый,
даже в злых репликах, меня стеснял, порой страшил.
     Помню  один  наш  разговор  в Ленинграде о современной  поэзии. Тынянов
говорил,  что  время  поэтических  школ  миновало,  что  архаист  может быть
новатором,  а новатор архаистом и что  Пастернак близок к  Мандельштаму. Я в
душе  с  ним  соглашался,  но  почему-то  спорил.  Меня  сердило,  что  Юрий
Николаевич ссылался на  какие-то "синкопические пеоны", а я не знал, что это
значит,  и  боялся  показать свое невежество. Хотя Тынянов  был  на три года
моложе меня, он часто казался мне старшим.
     Мы  иначе относимся к книгам  наших  современников, чем к произведениям
классиков, герои романов  часто в нашем сознании сливаются с обликом автора.
Поэзия в  полвека,  когда я искал, думал, писал, казалась, да и кажется  мне
более  значительной, чем проза, требующая большого  отступа, но  в советское
время  было  написано  много  значительных  книг. Я встречался  с некоторыми
писателями, известными еще до революции,  -- с М.  Горьким,  И. Буниным,  А.
Ремизовым,  Андреем  Белым, А.  П. Толстым, Е.  Замятиным,  с  людьми  моего
поколения   --   Фединым,  Паустовским,  Бабелем,  Тыняновым,  Зощенко,  Вс.
Ивановым, Катаевым,  Олешей, Леоновым; с теми, кто родился уже в XX веке, --
Фадеевым, Шолоховым,  Кавериным, Гроссманом. Гейне писал, что каждый человек
-- это мир и надгробные памятники высятся над развалинами исчезнувших миров.
Задолго до  него английский  поэт Донн напомнил о связи таких миров: колокол
звонит не только по усопшему, но и по тебе.  Я любил одни книги, был холоден
к другим, но все, что делали мои современники, было связано с моей жизнью. Я
не говорю об И.  Э.  Бабеле -- он был моим другом, и я часто вспоминаю о нем
как о своем учителе, но учился я и на других книгах современников. Во многом
мне помог Тынянов -- заставил задуматься над  некоторыми чертами эпохи.  Эти
слова  могут удивить -- Тынянов  ведь писал исторические романы  и рассказы,
причем выбирал  эпохи мрачные --  Николая Первого,  Павла, конец  Петра.  Он
превосходно  знал  историю  и  никогда  не пытался вразрез  правде приписать
прошлому что-либо от  современного. Он  был человеком сдержанным не только в
жизни; садясь за рабочий стол, он умел владеть собой, -- может быть, поэтому
его книги казались некоторым суховатыми. Однако никогда не  было крупного  и
притом честного автора, который мог бы хорошо писать о событиях, лежащих вне
его душевного мира, о людях далеких и чуждых.
     В романе  "Смерть Вазир-Мухтара" Тынянов писал:  "Людям двадцатых годов
досталась  тяжелая смерть,  потому что  век  умер  раньше их.  У них было  в
тридцатых годах верное чутье, когда человеку умереть. Они, как псы, выбирали
для смерти  угол  поудобнее.  И уже не требовали  перед смертью ни любви, ни
дружбы".
     Юрий  Николаевич  любил  шутить,  говорить о  пустяках,  стойко боролся
против болезни, но был он человеком очень грустным, и грусть Грибоедова была
для него не страницей истории. Он  родился в один год с Бабелем и Пильняком,
которые умерли  в углах наименее удобных. Тынянов ненадолго их пережил, хотя
умер он на своей кровати.
     "Подпоручик Киже" и "Восковая персона" были нам глубоко  понятны. В  то
же самое время, зная  только  "Кюхлю", я писал  о приключениях  злосчастного
Лазика  Ротшванца, которого  события  носили по миру  из города в  город, из
страны в страну. Однажды ему предложили заняться кролиководством -- это было
модное в ту пору занятие. Ему послали пару кроликов; но только их  выпустили
из корзины, как  собака  их загрызла. Бедный  Лазик тотчас  написал  о своей
очередной  неудаче,  но в  ответ  пришел запрос, сколько  крольчат  принесли
производители.  Лазик  понял,  что  есть  люди,  для  которых  всего  важнее
статистика, и начал подсчитывать, сколько кроликов могло бы  быть у него, не
будь зловредной собаки. Когда цифра стала внушительной, приехало начальство.
Он повторял: "Я же вам  писал,  что парочку сразу загрызла собака", но гости
отмахивались: "Где же кролики?.." Подпоручик Киже был  куда счастливее -- он
родился от описки писаря "подпоручики же", но никто  не осмелился признаться
в этом  Павлу.  Царь  приказал отправить подпоручика Киже  в Сибирь. Его  не
было,  но он был, и конвойные гнали его по Владимирке. Павел его  помиловал,
приказал  жениться  на  придворной  фрейлине.  В церкви жениха  не  было, но
невесту обвенчали.  Павел произвел его в  генералы, и вот однажды он  позвал
его во дворец. Павлу сказали, что генерал Киже  заболел, в несколько дней он
умер. Пустой гроб торжественно хоронили.
     Восковая  персона  была изображением  Петра; снабженная  пружинами, она
могла передвигаться. Ее отправили в кунсткамеру, пружины сломались, и бедная
восковая  персона оказалась среди различных "натуралий" -- младенцев-уродцев
в спирту.
     Тынянов  приехал в  Париж в весну 1936 года,  когда  рождался  Народный
фронт.  Я был наивен,  ходил  на митинги, верил,  что  теперь фашизму  будет
нанесен смертельный удар. Юрий Николаевич не спорил, он отвечал: "Возможно".
Он попал  в  город, который  хорошо  знал  по  романам,  документам, планам,
гравюрам.  Ему хотелось побродить по Пале-Роялю, как то делал В.  Л. Пушкин,
найти место,  где выступал с докладом Кюхельбекер, вспоминал А. И. Тургенева
и Вяземского, читал карту  вин, как давно знакомый  текст: "Моэт... Клико...
Нюи". Он и в Париже,  где можно бросать окурки на пол, сомневаться в таблице
умножения и плевать на все авторитеты, оставался сдержанным -- боялся выдать
свое незнание быта, осторожно расспрашивал, как вести  себя в  кафе. Были  в
нем мягкость, обаяние, которые всех разоружали.
     Тогда  оп  писал "Пушкина".  Эта  книга,  по  его  словам, должна  была
ответить  на  многие трудные вопросы,  показать,  как разум, гений, гармония
победили  муштру  и  невежество.  Однажды  я  спросил  его:  "А стихи  после
польского восстания, возмутившие Мицкевича?" Он кивнул головой: "И это..."
     Вспоминаю  нашу  последнюю встречу  тревожной  весной  1941-го,  за три
недели до  начала войны. Тынянов  жил тогда  в Пушкине, в  писательском Доме
творчества. В  саду  цвели нарциссы и  тюльпаны. Мебель в  гостиной  была из
красного  дерева, на стенах висели картины.  Все было уютным, мирным и никак
не соответствовало времени. Юрий Николаевич ласково улыбался. А говорили мы,
разумеется,  о  войне.  Помню,  Тынянов  сказал:  "Может  быть,  в  Германии
отвратительного  вида  "революция"?.."  Он  все  же  был воспитан на  логике
прошлого   века:   ему   представлялось  невозможным   оглупление   большой,
цивилизованной страны.
     А  "Пушкина"  он   не  написал,  закончил  только  начало  --  детство,
отрочество поэта.  Юрий  Николаевич умер, не дожив до  пятидесяти  лет,  а в
последние  годы  болезнь  мешала  ему работать. Разгадку Пушкина он  унес  в
могилу.
     Я часто  вспоминал и вспоминаю прекрасный  рассказ о мнимомалолетном и,
увы,  вполне  совершеннолетнем  Витушишникове,  который  умел хорошо  бить в
барабан. Я  порой себя чувствовал  именно таким  недорослем, и  за  это тоже
спасибо Тынянову.
     Я был на его похоронах в декабре 1943 года. После Сталинградской победы
многое менялось  на глазах.  Звание и  форма определяли положение  человека.
Тынянов  был не  ко двору  и не  ко времени. Газеты даже  не  сообщили о его
смерти. Гроб стоял в маленькой комнате на Тверском бульваре,  и веночки были
из бумажных цветов -- попроще, поскорее.
     Я  стоял у  гроба и думал: мы хороним одного  из  самых умных писателей
наших двадцатых годов...
     1965

© Copyright Gatchina3000, 2004-2007





Контекстная реклама услуги и сервисы в севастополе: контекстная реклама севастополя.

Rambler's Top100